Выставка Шепарда Фэйри
Форс-мажор
Выставочный проект «Форс-мажор» демонстрирует произведения, созданные Шепардом Фэйри в течение последних 25 лет, а также знакомит зрителей с новыми работами, подготовленными специально для выставки в ММОМА. Проект организован при участии Фонда содействия развитию современного искусства RuArts.
Экспозиция, в разработке которой участвовал Шепард Фэйри, построена по тематическому принципу и отражает ключевые мотивы и периоды в творчестве автора: от увлечения андеграундом и советским конструктивизмом до поп-арта и рекламного дизайна.
Философия DIY в среде скейтбордистов и панков, а именно к их среде относит себя Шепард, исключает зависимость от общепринятых норм, манифестируя полную свободу самовыражения. Взяв эту философию в основу своей системы координат, Шепард Фэйри конструирует «художественные обращения», которые провоцируют критическую реакцию на привычную социальную среду. Кампания OBEY GIANT с портретом французского рестлера Андре Гиганта стала первой художественной реализацией принципов DIY, с помощью которой Фэйри призвал к осмыслению свободы и несвободы человека в системе общественных правил.
Субкультура DIY была не единственным источником вдохновения Фэйри. Русский авангард, в частности Александр Родченко и братья Стенберги, привнесли конструктивистские черты в творчество стрит-артиста. В дизайне наклеек, плакатов, трафаретов Шепард предпочитает минималистичную цветовую палитру, знаковую систему изображения, выразительный шрифт. Выбранный художественный язык помогает создать лаконичное изображение, доступное для понимания широкими массами. Этой же идее служат выразительные средства поп-арта, а главное, прием узнаваемой иконографии. И если Уорхол использовал образы звездных персон и товаров массового потребления, то Шепард делает акцент на социально-политических проблемах и гуманистических ценностях, высказывая активную гражданскую позицию.
Искусство Шепарда Фэйри, по определению самого художника, — реакция на форс-мажорные обстоятельства, попытка борьбы с помощью провокационного языка уличного искусства. Будь то плакаты, посвященные войне и миру или же проблеме защиты окружающей среды — они носят пропагандистский характер, совмещают конфликтующие символы, предлагая зрителю неоднозначные интерпретации. Дуализм считывается в работах Dark Wave (2010), Global Warning (2010), Paradise Turns (2015), где Шепард изображает идиллический пейзаж, но указывает на то, что из-за интересов корпораций, экология может быть разрушена. Шепард живет и работает по принципу «делать добро и реагировать на зло», стремясь с помощью традиций графического дизайна «уловить нечто универсальное и вечное, но одновременно актуальное в момент кризиса и необходимости». Выставка в ММОМА соответствует авторской позиции и является, с одной стороны, анализом его деятельности, а с другой — обращенным к широкой общественности призывом к ответственной свободе.